УВАГА — универсальный вычислитель аккордов гитарной аппликатуры

Hа протяжении многих лет человечество пыталось раскрыть тайну универсального вычислителя аккордов для гитары. В застойные времена в любом магазине культтоваров можно было приобрести «определитель аппликатуры аккордов» - сложное механическое изделие, состоящее из дюралюминиевых пластины и диска с прорезями. Вращая диск, можно было определить несколько основных видов аккордов в любой из тональностей. Идея сама по себе неплохая, но сложные аккорды по этому прибору определить было нельзя. Предпринимались также попытки собрать все существующие аккорды в один каталог. Автор данной статьи в свое время долго гонялся за книгой «5000 аккордов для шестиструнной гитары» издательства «EDITIO MUSICA BUDAPEST» и добыл-таки ее, но многих нужных аккордов там так и не оказалось.

И вот, после сложных теоретических изысканий эта Великая Тайна наконец была раскрыта. Я не хотел бы унести ее с собой в могилу, ибо знаю, сколь великих трудов подчас стоит найти нужный аккорд, а посему спешу поделиться ею со всеми гитаристами. Итак, предлагаю Вашему вниманию сей скромный труд:

Как открыл для себя автор данной статьи, воспользовавшись классической теорией музыки, существуют семь основных нот:

  до   ре   ми   фа   соль ля   си

  или в буквенном обозначении:

  C    D    E    F    G    A    B

Тут я сразу хочу оговориться, что ноту «Си» я буду обозначать буквой «В». а мой взгляд, это более логично, ибо, как за «А» следует «В», так и за «Ля» следует «Си». Вообще, обозначать ноту «Си» буквой «H» придумали немцы, которые хотели нас запутать и таким образом отомстить за поражение в Вели- кой Отечественной войне. Англичане, американцы и вообще все прогрессивное человечество обозначают ноту «си» буквой «B».

Продолжим этот ряд дальше и пронумеруем каждую ноту по порядку, начиная с ноты «до»:

  C    D    E    F    G    A    B    C    D    E    F    G    A

  1    2    3    4    5    6    7    8    9    10   11   12   13

Эти цифры называются ступенями звукоряда. а них и строятся все аккорды.

В классической музыке эти ступени называются следующим образом (в принципе, это знать не обязательно, но желательно, т.к. они часто встречаются в музыкальной литературе):

  • 1 — тоника (прима)
  • 2 — секунда
  • 3 — терция
  • 4 — кварта
  • 5 — квинта
  • 6 — секста
  • 7 — септима
  • 8 — октава
  • 9 — нона
  • 10 — децима
  • 11 — ундецима
  • 12 — секдецима
  • 13 — терцдецима

Простой аккорд, который обозначается всего одной буквой — это мажорное трезвучие. Он поэтому и называется трезвучием, что состоит всего из трех звуков. Эти звуки — тоника, терция и квинта, то есть 1, 3 и 5 ступени. Поэтому можно с уверенностью утверждать, что в аккорд, который обозначается буквой "C«(до-мажор) входят ноты «до», «ми», и «соль». Те, кто знают, где на гитарном грифе находятся эти ноты (см. приложение 1), смогут без труда поcтроить различные варианты аккорда до-мажор:

             6    5    4    3    2    1  - это номера струн
             |    |    |    о5   |    о3
           --|----|----|----|----|----|--      -
             |    |    |    |    х1   |   I     |    это
 Вар.1     --|----|----|----|----|----|--       |
             |    |    х3   |    |    |   II     >   номера
           --|----|----|----|----|----|--       |
             х5   х1   |    |    |    |   III   |    ладов
           --|----|----|----|----|----|--      -

(значок «х» означает, что в этом месте струну следует прижать пальцем, а цифра рядом — номер ступени аккорда. Значок «о» озна- чает открытую струну).

             6    5    4    3    2    1
           --|----|----|----|----|----|--
             x5   x1   |    |    |    х5   III
           --|----|----|----|----|----|--
  Вар.2      |    |    |    |    |    |    IV
           --|----|----|----|----|----|--
             |    |    x5   x1   x3   |     V
           --|----|----|----|----|----|--


             6    5    4    3    2    1
           --|----|----|----|----|----|--
             x1   |    |    |    x5   x1    VIII
           --|----|----|----|----|----|--
  Вар.3      |    |    |    x3   |    |      IX
           --|----|----|----|----|----|--
             |    x5   x1   |    |    |       X
           --|----|----|----|----|----|--

Если в обозначении аккорда есть буква «m», то это минорный аккорд. апример, аккорд Cm — это минорное трезвучие, которое отличается от мажорного только тем, что третья ступень в нем понижена на пол-тона. а гитарном грифе следует переместить третью ступень на один лад вверх, и мы получим вместо «до-мажора» аккорд «до-минор»:

             6    5    4    3    2    1  - это номера струн
             |    |    |    о5   |    -
           --|----|----|----|----|-------      -
             |    |    x(m) |    х1   -   I     |    это
 Вар.1     --|----|----|----|----|-------       |
             |    |    |    |    |    -   II     >   номера
           --|----|----|----|----|-------       |
             х5   х1   |    |    |    -   III   |    ладов
           --|----|----|----|----|-------      -

(Буква «m» означает пониженную третью ступень, которая превращает аккорд в минорный)

В этом варианте первую струну придется заглушить, потому что третья ступень была на открытой первой струне, и выше ладов уже нет.


             6    5    4    3    2    1
           --|----|----|----|----|----|--
             x5   x1   |    |    |    х5   III
           --|----|----|----|----|----|--
  Вар.2      |    |    |    |    x(m) |    IV
           --|----|----|----|----|----|--
             |    |    x5   x1   |    |     V
           --|----|----|----|----|----|--




             6    5    4    3    2    1
           --|----|----|----|----|----|--
             x1   |    |    x(m) x5   x1    VIII
           --|----|----|----|----|----|--
  Вар.3      |    |    |    |    |    |      IX
           --|----|----|----|----|----|--
             |    x5   x1   |    |    |       X
           --|----|----|----|----|----|--

Если аккорд имеет в своем обозначении какую-либо цифру, то это означает добавление соответствующей ступени. апример, аккорд C6 имеет кроме 1-й, 3-й и 5-й ступеней еще и 6-ю ступень (ноту «ля»): Может добавляться не одна, а больше ступеней. Тогда в обозначении аккорда они разделяются знаком «/». апример, аккорд С6/9 состоит из 1-й, 3-й, 5-й, 6-й и 9-й ступеней. (9-я ступень — это нота «ре»):

             6    5    4    3    2    1  - это номера струн
             |    |    о9   |    |    о3
           --|----|----|----|----|----|--      -
             |    |    |    |    х1   |   I     |    это
 Вар.1     --|----|----|----|----|----|--       |
             |    |    |    о6   |    |   II     >   номера
           --|----|----|----|----|----|--       |
             х5   х1   |    |    |    |   III   |    ладов
           --|----|----|----|----|----|--      -

(значок «х» означает, что в этом месте струну следует прижать пальцем, а цифра рядом — номер ступени аккорда. Значок «о» озна- чает открытую струну).


             6    5    4    3    2    1
           --|----|----|----|----|----|--
             x5   |    |    |    |    |    III
           --|----|----|----|----|----|--
  Вар.2      |    |    |    |    |    |    IV
           --|----|----|----|----|----|--
             |    х9   x5   x1   х3   х6    V
           --|----|----|----|----|----|--


             6    5    4    3    2    1
           --|----|----|----|----|----|--
             |    |    |    |    |    x1    VIII
           --|----|----|----|----|----|--
  Вар.3      |    |    |    x3   |    |      IX
           --|----|----|----|----|----|--
             х9   x5   x1   |    х6   |       X
           --|----|----|----|----|----|--


Если в обозначении аккорда встречается «+» или «-» («#» или «b»), то это означает что соответствующую ступень следует повысить или понизить на пол-тона, т.е. на гитарном грифе перенести ее на один лад вниз или вверх соответственно. апример, аккорд C5+ - это «до-мажор» с повышенной пятой ступенью:

             6    5    4    3    2    1  - это номера струн
             |    |    |    |    |    о3
           --|----|----|----|----|----|--      -
             |    |    |    x5+  х1   |   I     |    это
 Вар.1     --|----|----|----|----|----|--       |
             |    |    х3   |    |    |   II    |   номера
           --|----|----|----|----|----|--        >
             |    х1   |    |    |    |   III   |    ладов
           --|----|----|----|----|----|--       |
             x5+  |    |    |    |    |   IV    |
           --|----|----|----|----|----|--      -


             6    5    4    3    2    1
           --|----|----|----|----|----|--
             |    x1   |    |    |    |    III
           --|----|----|----|----|----|--
  Вар.2      x5+  |    |    |    |    x5+  IV
           --|----|----|----|----|----|--
             |    |    |    x1   x3   |     V
           --|----|----|----|----|----|--
             |    |    x5+  |    |    |     VI
           --|----|----|----|----|----|--


             6    5    4    3    2    1
           --|----|----|----|----|----|--
             x1   |    |    |    |    x1    VIII
           --|----|----|----|----|----|--
  Вар.3      |    |    |    x3   x5+  |      IX
           --|----|----|----|----|----|--
             |    |    x1   |    |    |       X
           --|----|----|----|----|----|--
             |    x5+  |    |    |    |      XI
           --|----|----|----|----|----|--

Может быть, не все из этих аккордов удобно брать на грифе, они здесь приведены только в качестве примеров. иже будет показано, как находить более удобные варианты.

Я не хочу больше утомлять читателей описанием всевозможных аккордов. Подытожим только общий принцип их построения:

  • Аккорд, обозначаемый одной буквой, состоит из 1, 3, и 5 ступеней
  • В аккорде с буквой «m» третья ступень сдвинута на один лад вверх
  • Аккорд, имеющий в своем обозначении цифру, означает добавление соответствующей ступени (особый случай для цифры «4». Ее присутствие означает, что третья ступень заменяется четвертой)
  • Аккорд, имеющий в своем обозначении плюс или минус, означает сдвиг соответ- ствующей ступени на один лад вниз или вверх
  • А как находить эти ступени на грифе? Если мы знаем,где находится хотя бы одна из ступеней, то остальные найти довольно просто. Как устано- вил автор данной статьи, при перемещении с шагом в один лад вниз по любой струне ступени меняются в следующем порядке:

    • 1 (тоника)
    • 9- (уменьшенная нона)
    • 9 (чистая нона)
    • 9+, она же «m» (увеличенная нона совпадает с уменьшенной минорной терцией)
    • 3 (мажорная терция)
    • 4, она же 11 (кварта совпадает с ундецимой)
    • 5- (уменьшенная квинта)
    • 5 (чистая квинта)
    • 5+ (увеличенная квинта)
    • 6, она же 13 (секста совпадает с терцдецимой)
    • 7 (чистая септима)
    • 7+ (увеличенная септима)
    • 1 (тоника)

    и так далее

    Так как гитарные струны имеют фиксированную настройку относительно друг друга, то и относительное расположение ступеней на всем грифе строго фиксировано. апример, если найти первую ступень на каком-то из ладов первой струны, то на второй струне на этом же ладу будет пятая ступень, и т. д. Это дает возможность, зная аккорд в одной тональности, построить аккорд того же типа в другой тональности, перенеся его по грифу на определенное количество ладов вверх или вниз. При этом форма самого аккорда не изменяется. апример, сравним аккорды «до-мажор» и «ре-мажор», у которых тоника на первой струне:

                 6    5    4    3    2    1
               --|----|----|----|----|----|--
        C        x1   |    |    |    x5   x1    VIII
               --|----|----|----|----|----|--
    "До-мажор"   |    |    |    x3   |    |      IX
               --|----|----|----|----|----|--
                 |    x5   x1   |    |    |       X
               --|----|----|----|----|----|--
    
    
                 6    5    4    3    2    1
               --|----|----|----|----|----|--
        D        x1   |    |    |    x5   x1      X
               --|----|----|----|----|----|--
    "Ре-мажор"   |    |    |    x3   |    |       XI
               --|----|----|----|----|----|--
                 |    x5   x1   |    |    |       XII
               --|----|----|----|----|----|--
    

    Как мы здесь видим, форма аккорда и взаиморасположение ступеней сохранились, изменились только номера ладов. В первом случае тоника (нота «до») находится на восьмом ладу первой струны, а во втором случае тоника (нота «ре») находится на десятом ладу. А если абстрагироваться от ладов, то можно найти аккорд этого типа для любой тональности. апример, мы хотим построить аккорд F («фа-мажор») того же типа, то есть с тоникой на первой струне. Пользуясь приложением 1, на- ходим тонику (ноту «фа») на первой струне. Она находится на первом ладу (и на тринадцатом тоже, но там брать не очень удобно). Зная форму аккорда, строим его от первого лада и получаем искомый «фа-мажор»

                 6    5    4    3    2    1
               --|----|----|----|----|----|--
        F        x1   |    |    |    x5   x1      I
               --|----|----|----|----|----|--
    "Фа-мажор"   |    |    |    x3   |    |       II
               --|----|----|----|----|----|--
                 |    x5   x1   |    |    |       III
               --|----|----|----|----|----|--
    
    

    А теперь разовьем эту идею еще дальше. Представим себе бесконечный виртуальный гитарный гриф. Зная взаиморасположение ступеней, заполним все его лады, начиная, скажем, с первой ступени на первой струне:

    
                 6        5        4        3        2        1
    
               ~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
               --|--------|--------|--------|--------|--------|--
                 1       4(11)     7       9+(m)     5        1
               --|--------|--------|--------|--------|--------|--
                 9-       5-       7+       3        5+       9-
               --|--------|--------|--------|--------|--------|--
                 9        5        1       4(11)    6(13)     9
               --|--------|--------|--------|--------|--------|--
                9+(m)     5+       9-       5-       7       9+(m)
               --|--------|--------|--------|--------|--------|--
                 3       6(13)     9        5        7+       3
               --|--------|--------|--------|--------|--------|--
                4(11)     7       9+(m)     5+       1       4(11)
               --|--------|--------|--------|--------|--------|--
                 5-       7+       3       6(13)     9-       5-
               --|--------|--------|--------|--------|--------|--
                 5        1       4(11)     7        9        5
               --|--------|--------|--------|--------|--------|--
                 5+       9-       5-       7+      9+(m)     5+
               --|--------|--------|--------|--------|--------|--
                6(13)     9        5        1        3       6(13)
               --|--------|--------|--------|--------|--------|--
                 7       9+(m)     5+       9-      4(11)     7
               --|--------|--------|--------|--------|--------|--
                 7+       3       6(13)     9        5-       7+
               --|--------|--------|--------|--------|--------|--
                 1       4(11)     7       9+(m)     5        1
               --|--------|--------|--------|--------|--------|--
                 9-       5-       7+       3        5+       9-
               --|--------|--------|--------|--------|--------|--
                 9        5        1       4(11)    6(13)     9
               --|--------|--------|--------|--------|--------|--
                9+(m)     5+       9-       5-       7       9+(m)
               --|--------|--------|--------|--------|--------|--
                 3       6(13)     9        5        7+       3
               --|--------|--------|--------|--------|--------|--
                 4        7       9+(m)     5+       1       4(11)
               --|--------|--------|--------|--------|--------|--
                 5-       7+       3       6(13)     9-       5-
               --|--------|--------|--------|--------|--------|--
                 5        1        4        7        9        5
               --|--------|--------|--------|--------|--------|--
                 5+       9-       5-       7+      9+(m)     5+
               --|--------|--------|--------|--------|--------|--
                6(13)     9        5        1        3       6(13)
               --|--------|--------|--------|--------|--------|--
                 7       9+(m)     5+       9-      4(11)     7
               --|--------|--------|--------|--------|--------|--
                 7+       3       6(13)     9        5-       7+
               --|--------|--------|--------|--------|--------|--
                 1       4(11)     7       9+(m)     5        1
               --|--------|--------|--------|--------|--------|--
                      ... и так далее до бесконечности
    
    

    Мы получили таблицу взаиморасположения ступеней (ТВС) на гитарном грифе.

    С помощью этой таблицы можно вычислить любой, даже самый сложный аккорд. апример, нужно построить аккорд A7/9-

    • определяем, какие ступени входят в этот аккорд:
      1-я, 3-я, 5-я, 7-я и пониженная 9-я.
    • выбираем, на какой струне будет тоника.
    • с помощью таблицы находим на этой струне цифру «1»
    • ищем поблизости на остальных струнах цифры «3», «5», «7» и «9-» в произвольном порядке так, чтобы аккорд было удобней взять
    • пользуясь приложением 1, находим лад, на котором находится тоника на выбранной струне — аккорд вычислен!

    Допустим, тоника будет на шестой струне. Пользуясь таблицей, находим варианты аккордов:

    
                 6    5    4    3    2    1
               --|----|----|----|------------
                 |    |    |    x9-  -    -
               --|----|----|----|------------
    вар.1        |    x3   |    |    -    -
               --|----|----|----|------------
                 x1   |    x7   |    -    -
               --|----|----|----|------------
    
    
    
                 6    5    4    3    2    1
               --|---------|----|----|----|--
                 x1   -    x7   |    x5   |
               --|---------|----|----|----|--
    вар.2        |    -    |    x3   |    x9-
               --|---------|----|----|----|--
                 |    -    |    |    |    |
               --|---------|----|----|----|--
    
    
    
                 6    5    4    3    2    1
               --|----|----|----|----|-------
                 x1   |    |    |    |    -
               --|----|----|----|----|-------
                 |    |    |    x3   |    -
               --|----|----|----|----|-------
    вар.3        |    x5   |    |    |    -
               --|----|----|----|----|-------
                 |    |    x9-  |    x7   -
               --|----|----|----|----|-------
    

    Вариантов может быть бесчисленное множество, хватило бы пальцев на левой руке.

    С помощью приложения 1 находим на шестой струне ноту «ля». Она находится на пятом ладу. умеруем лады для найденных вариантов:

                 6    5    4    3    2    1
               --|----|----|----|------------
    А7/9-        |    |    |    x9-  -    -     III
               --|----|----|----|------------
                 |    x3   |    |    -    -     IV
    вар.1      --|----|----|----|------------
                 x1   |    x7   |    -    -      V
               --|----|----|----|------------
    
    
    
                 6    5    4    3    2    1
               --|---------|----|----|----|--
                 x1   -    x7   |    x5   |       V
    A7/9-      --|---------|----|----|----|--
                 |    -    |    x3   |    x9-     VI
               --|---------|----|----|----|--
    вар.2        |    -    |    |    |    |       VII
               --|---------|----|----|----|--
    
    
    
                 6    5    4    3    2    1
               --|----|----|----|----|-------
                 x1   |    |    |    |    -       V
    A7/9-      --|----|----|----|----|-------
                 |    |    |    x3   |    -       VI
               --|----|----|----|----|-------
    вар.3        |    x5   |    |    |    -       VII
               --|----|----|----|----|-------
                 |    |    x9-  |    x7   -       VIII
               --|----|----|----|----|-------
    
    

    Следует отметить, что не обязательно, чтобы в аккорд входили все ступени. апример, в первом варианте отсутствует 5-я ступень. Бывают аккорды, где отсутствует даже сама тоника. Во втором и третьем вариантах удобнее брать аккорд без шестой струны, от этого его функция не меняется. Главное, чтобы в аккорде не было лишних ступеней.

    При построении аккорда с помощью ТВС не обязательно «плясать» от первой ступени, можно и от любой другой. апример, найдем аккорд Gm6 («соль-минор с секстой»).

    В него входят 1-я ступень, пониженная 3-я («m»), 5-я и 6-я. Вот от 6-й ступени и будем отталкиваться. Допустим, что она находится на 4-й струне. аходим в таблице цифру «6» на 4-й струне и рядом ищем «1», «m», и «5». Получаем вариант:

                 6    5    4    3    2    1
               --|----|----|----|----|----|--
                 |    xm   |    |    |    |
               --|----|----|----|----|----|--
                 |    |    x6   |    |    |
               --|----|----|----|----|----|--
                 x1   |    |    xm   x5   x1
               --|----|----|----|----|----|--
    

    Тоника здесь автоматически обнаружилась на 1-й (6-й) струне. С помощью приложения 1 определяем, что нота «соль» на первой струне находится на третьем ладу. умеруем лады и получаем искомый аккорд:

                 6    5    4    3    2    1
               --|----|----|----|----|----|--
                 |    xm   |    |    |    |     I
      Gm6      --|----|----|----|----|----|--
                 |    |    x6   |    |    |     II
               --|----|----|----|----|----|--
                 x1   |    |    xm   x5   x1    III
               --|----|----|----|----|----|--
    

    Пожалуй, удобнее его брать без 5-й и 6-й струн, тем более что эти ступени уже есть на 3-й и 1-й струнах.

    При помощи ТВС можно не только искать новые аккорды, но и анализировать уже имеющиеся. апример, помнится, в эхе GUITAR.SONGS кто-то приводил два варианта аккорда Е7 и спрашивал, какой из них правильный:

                 6    5    4    3    2    1
                 o    |    o    |    o    o
               --|----|----|----|----|----|--
                 |    |    |    x    |    |       I
      E7       --|----|----|----|----|----|--
                 |    x    |    |    |    |       II
               --|----|----|----|----|----|--
    вар.1        |    |    |    |    |    |       III
               --|----|----|----|----|----|--
    
    
    
                 6    5    4    3    2    1
                 o    |    |    |    |    o
               --|----|----|----|----|----|--
                 |    |    |    x    |    |       I
      E7       --|----|----|----|----|----|--
                 |    x    x    |    |    |       II
               --|----|----|----|----|----|--
    вар.2        |    |    |    |    x    |       III
               --|----|----|----|----|----|--
    

    Пользуясь приложением 1, определяем что нота «ми» (тоника аккорда) находится на открытой шестой (первой) струне. С помощью ТВС определяем, какие ступени присутствуют в этих аккордах:

                 6    5    4    3    2    1
                 o1   |    o7   |    o5   o1
               --|----|----|----|----|----|--
                 |    |    |    x3   |    |       I
      E7       --|----|----|----|----|----|--
                 |    x5   |    |    |    |       II
               --|----|----|----|----|----|--
    вар.1        |    |    |    |    |    |       III
               --|----|----|----|----|----|--
    
    
    
                 6    5    4    3    2    1
                 o1   |    |    |    |    o1
               --|----|----|----|----|----|--
                 |    |    |    x3   |    |       I
      E7       --|----|----|----|----|----|--
                 |    x5   x1   |    |    |       II
               --|----|----|----|----|----|--
    вар.2        |    |    |    |    x7   |       III
               --|----|----|----|----|----|--
    
    

    В обоих вариантах присутствуют 1-я, 3-я, 5-я и 7-я ступени. Следовательно, оба варианта верны.

    Таков общий принцип построения и анализа аккордов с помощью ТВС. Еще раз хочу подчеркнуть, что все зависит от Вашей фантазии. Вы можете использовать любые аккорды, главное, чтобы произведение, которое вы исполняете, звучало так, как нравится Вам и Вашим друзьям. е бойтесь экспериментировать, и Вы добьетесь своего.

    Желаю всем творческих успехов!

    Андрей Антонов, г. Севастополь

    Приложение 1

                         Расположение нот на гитарном грифе:
    
                        6       5       4       3       2       1
    
                        E       A       D       G       B       E
                      --|-------|-------|-------|-------|-------|--
                 I      F       A#(Bb)  D#(Eb)  G#(Ab)  C       F
                      --|-------|-------|-------|-------|-------|--
                 II   F#(Gb)    B       E       A     C#(Db)  F#(Gb)
                      --|-------|-------|-------|-------|-------|--
                III     G       C       F     A#(Bb)    D       G
                      --|-------|-------|-------|-------|-------|--
                 IV   G#(Ab)  C#(Db)  F#(Gb)    B     D#(Eb)  G#(Ab)
                      --|-------|-------|-------|-------|-------|--
                 V      A       D       G       C       E       A
                      --|-------|-------|-------|-------|-------|--
                 VI   A#(Bb)  D#(Eb)  G#(Ab)  C#(Db)    F     A#(Bb)
                      --|-------|-------|-------|-------|-------|--
                VII     B       E       A       D     F#(Gb)    B
                      --|-------|-------|-------|-------|-------|--
                VIII    C       F     A#(Bb)  D#(Eb)    G       C
                      --|-------|-------|-------|-------|-------|--
                 IX   C#(Db)  F#(Gb)    B       E     G#(Ab)  C#(Db)
                      --|-------|-------|-------|-------|-------|--
                 X      D       G       C       F       A       D
                      --|-------|-------|-------|-------|-------|--
                 XI   D#(Eb)  G#(Ab)  C#(Db)  F#(Gb)  A#(Bb)  D#(Eb)
                      --|-------|-------|-------|-------|-------|--
                 XII    E       A       D       G       B       E
                      --|-------|-------|-------|-------|-------|--
                XIII    F     A#(Bb)  D#(Eb)  G#(Ab)    C       F
                      --|-------|-------|-------|-------|-------|--
                XIV   F#(Gb)    B       E       A     C#(Db)  F#(Gb)
                      --|-------|-------|-------|-------|-------|--
                XV      G       C       F     A#(Bb)    D       G
                      --|-------|-------|-------|-------|-------|--
                XVI   G#(Ab)  C#(Db)  F#(Gb)    B     D#(Eb)  G#(Ab)
                      --|-------|-------|-------|-------|-------|--
                XVII    A       D       G       C       E       A
                      --|-------|-------|-------|-------|-------|--
                XVIII A#(Bb)  D#(Eb)  G#(Ab)  C#(Db)    F     A#(Bb)
                      --|-------|-------|-------|-------|-------|--
                XIX     B       E       A       D     F#(Gb)    B
                      --|-------|-------|-------|-------|-------|--
                XX      C       F     A#(Bb)  D#(Eb)    G       C
                      --|-------|-------|-------|-------|-------|--
                XXI   C#(Db)  F#(Gb)    B       E     G#(Ab)  C#(Db)
                      --|-------|-------|-------|-------|-------|--
                XXII    D       G       C       F       A       D
                      --|-------|-------|-------|-------|-------|--
                XXIII D#(Eb)  G#(Ab)  C#(Db)  F#(Gb)  A#(Bb)  D#(Eb)
                      --|-------|-------|-------|-------|-------|--
                XXIV    E       A       D       G       B       E
                      --|-------|-------|-------|-------|-------|--
    
    

    Приложение 2

    FAQ-ЛИСТ (Список наиболее часто задаваемых вопросов и ответов):

    Вопрос: В обозначениях аккордов часто встречаются всякие таинственные знаки типа «sus», «аug», «dim» и другие. Что это такое?

    Ответ: Csus — это то же, что C4 ; Caug — это то же, что C5+ ; Cdim (или C с ноликом) — это уменьшенный аккорд, то же, что и Cm6/5- ; Cmaj (или Cmaj7+) — это то же, что C7+ ; C с перечеркнутым ноликом — полууменьшенный аккорд, то же что Cm7/5- .

    Вопрос: Если 4-я ступень совпадает с 11-й, 6-я с 13-й, 9+ с минорной терцией, то чем же отличаются аккорды: С4 и С11; D6 и D13; E9+ и Em ?

    Ответ: если в обозначении аккорда встречаются цифры 11 или 13, то в нем, кроме 4-й или 6-й ступени обязательно должна присутствовать и 7-я (а иногда и 9-я): С11=С4/7(C4/7/9); D13=D6/7(D6/7/9). апример, легендарная "Venus"("She’s got it«) группы Shocking Blue начинается с аккорда B11:

                 6    5    4    3    2    1
               --|----|----|----|----|----|--
                 x1   |    x7   |    x5   x1      VII
      B11      --|----|----|----|----|----|--
                 |    |    |    |    |    |       VIII
               --|----|----|----|----|----|--
                 |    x5   |    x4(11)    |       IX
               --|----|----|----|----|----|--
    
    

    Отдельный случай для аккордов, где есть 9+ Это так называемый «расщепленный» аккорд. Он несет в себе функции и мажора, и минора, так как в нем присутствует и мажорная терция, и увеличенная нона, совпадающая с минорной терцией. Как правило, в нем также присутствует и 7-я ступень. Этот аккорд любил исполь- зовать в своих композициях Джимми Хендрикс:

                 6    5    4    3    2    1
                 o1   |    o7   |    |    |
               --|----|----|----|----|----|--
                 |    |    |    x3   |    |       I
      E7/9+    --|----|----|----|----|----|--
                 |    x5   |    |    |    |       II
               --|----|----|----|----|----|--
                 |    |    |    |    x7   x9+(m)  III
               --|----|----|----|----|----|--
    

    Вопрос: что такое знаки «#» и «b» в обозначениях аккордов?

    Ответ: «#» - это знак «диез», обозначающий повышение на пол-тона или на один лад вниз по грифу. «b» — это знак «бемоль», обозначающий понижение на пол-тона или на один лад вверх по грифу. Если эти знаки стоят сразу после буквы, обозначающей аккорд, то повышается или понижается весь аккорд. апример: C# - это аккорд «до-диез-мажор», который можно получить, сдвинув аккорд «до-мажор» на один лад вниз по грифу. Если эти знаки стоят чуть выше, перед цифрами, в этом случае они заменяют знаки «+» или «-». Разница только в том, что «+» или «-» ставятся не перед, а после цифр:

    • 7/5+ то же, что 7#5
    • 7/9- то же, что 7b9 и т. д.

    Вопрос: в одной книге встретил аккорд Е11+ , а в таблице ТВС нет такой ступени 11+ . Как же найти этот аккорд?

    Ответ: Действительно, в некоторых джазовых школах встречается повышенная ундецима 11+ . Легко догадаться, что она совпадает с пониженной квинтой (5-), так как на грифе за 11 ступенью на следующем ладу находится именно 5- . Поэтому аккорд E11+ гармонически будет равен E7/5-

    Вопрос: Пользуясь ТВС, я построил аккорд Asus (то же, что A4) следующим образом:

                 6    5    4    3    2    1
               --|----|----|----|----|----|--
                 x1   x4   |    |    x5   x1      V
    Asus       --|----|----|----|----|----|--
                 |    |    |    x3   |    |       VI
               --|----|----|----|----|----|--
                 |    |    x1   |    |    |       VII
               --|----|----|----|----|----|--
    

    А он совершенно не вписывается в мелодию песни. В чем дело?

    Ответ: Дело в том, что в этом аккорде не должно быть 3-й ступени. Аккорд со знаком «sus» (или с цифрой 4) имеет 4-ю ступень, которая полу- чается путем повышения 3-й ступени на пол-тона, или на один лад вниз по грифу. Поэтому этот аккорд следует брать так:

                 6    5    4    3    2    1
               --|----|----|----|----|----|--
                 x1   x4   |    |    x5   x1      V
    Asus       --|----|----|----|----|----|--
                 |    |    |    |    |    |       VI
               --|----|----|----|----|----|--
                 |    |    x1   x4   |    |       VII
               --|----|----|----|----|----|--
    

    Замечания и вопросы присылайте по адресу:

    Fidonet: 2:4600/103.10 Andrey Antonov

    Изменения и дополнения приветствуются.




Яндекс.Каталог

© 2002–2017 gitarka.com